AAMS Auto Audio Mastering System v2.1 Rev 003
Автоматическая система мастеринга.
Мастеринг — это одна из ключевых операций при работе со звуком. Ее основная задача — обеспечить прекрасное качество и максимальную прослушиваемость финального микса. Для музыкальных профессионалов дорога в мастеринг-студию является последним этапом перед тем, как отнести готовый материал на радио, издать его на СD или DVD. В общем, там подготавливается продукт, который уже можно показывать людям. Во всем мире, как вы знаете, существуют специальные мастеринг-студии, которые занимаются только этим делом, причем оснащены они специализированным оборудованием, а к работе в них привлекаются специалисты высочайшего класса. Со временем многое оборудование из этих студий перекочевало в программный вид и стало доступно пользователям обычных РС и Мас’ов. Но даже для того, чтобы качественно использовать тот же многополосный компрессор/лимитер, нужны определенные условия. Во-первых, это качественно выверенная акустика помещения, настроенные под нее мониторы, во- вторых — опыт звукорежиссера, который понимает, что, где, как и — самое главное — для чего он делает. Последний пункт является чуть ли не самым главным.
» читать ещё «
Еще в конце 90-х были предприняты первые попытки облегчить жизнь обыкновенным пользователям в плане мастеринга. Появились программы-автоматы. Часть из них позволяли сразу же мастерить записанные в компьютер виниловые диски, предварительно очищая звук от шумов, гула и щелчков. Хотя на самом деле в их рамках использовались не лучшие алгоритмы, и с деструктивными исправлениями из полезного сигнала очень много терялось. Другие программы типа T-Racks состояли из стандартной цепочки устройств: эквалайзер, компрессор, лимитер, — и имели общий набор фирменных настроек для них. Но не было никакого тонкого разбиения по музыкальным стилям и тому подобного. Третья ветка появилась чисто фрагментально — это был особый класс программ, которые делали следующее: анализировали частотное наполнение любой фирменной записи и полученные данные применяли к фонограмме пользователя. Из-за достаточно невнятных результатов данная ветка ПО не продержалась долго и ушла с рынка, но ненадолго, ведь там есть рациональное зерно. И сегодня мы поговорим о радикально новой программе из этого сегмента — AAMS — Auto Audio Mastering System. У многих пользователей она вызывает некоторые сложности с пониманием, поэтому остановимся на отдельных пунктах подробно.
Вводная информация
Итак, эту программу написал голландец Дэнис Ван дер Велде (Denis van der Velde), и распространяется она от компании Sined Supplies Inc. (www.sined.nl), но, помимо этого, основной сайт программы локализован под именем www.curioza.com, и я это говорю потому, что вместо Sined Supplies AAMS вы можете встретить Curioza AAMS, что есть одно и то же. С этой неразберихой разобрались, идем дальше… Программа основана на ключевых для процесса мастеринга модулях обработки: эквалайзере, компрессоре и лимитере. В обычном виде они функционируют как стандартные программы, собранные в одном интерфейсе. Но основной изюминкой AAMS является то, что она может производить сложный анализ звуковых файлов и на его базе настраивать все приборы. Данные такого анализа записываются в текстовые файлы со специфическим расширением *.amm. Для автоматической работы они являются ключевыми. Для того, чтобы производить автоматический мастеринг, нам необходимо иметь два таких файла (с расширением *.amm), один из которых формируется после анализа композиции пользователя, а другой можно тем же путем анализа создать из фирменной записи либо воспользоваться уже готовым банком из более чем 100 amm-файлов, поставляемых с программой. Что в них можно найти? Да, в принципе, все, что угодно начиная от специфики композиции (например, а капелла мужским голосом) до определенного музыкального стиля (поп, рок, фанк, джаз, классика, R’n’b и т.д.).
Главное условие
Программа работает только с аудиофайлами wav, 16 бит, 44,1 КГц, стерео. Никакие другие AAMS 2.0 не понимает.
Как с ней работать? Автоматический режим
С AAMS можно работать по-разному — как вручную, так и автоматически. Сначала рассмотрим два вида второго варианта. Заходим в закладку Master и выбираем окно Master Single — оно сразу и открывается перед нами. Нажимаем на большую кнопку Auto Audio Master Single File. В результате выскочит окошко, в котором нужно выбрать файл, требующийся для обработки (ваш микс) — обозначим его «мой_микс.wav». После этого данное окно закрывается и открывается новое, где нужно выбрать amm эталона. Для простоты возьмите что-нибудь из папки Preferences — например, «pop.amm». Теперь, как любит говорить Windows, откиньтесь на спинку кресла и ждите. В это время программа анализирует «мой_микс.wav», составляет для него amm-файл, после чего загружает эталон и производит полную обработку. В итоге в папке, где расположен ваш файл, по завершении всей операции должны дополнительно появиться «мой_микс.amm», «мой_микс_Master.wav». Последний и является вашим результатом. Если вы зайдете в закладку Settings —> DSP и отключите указатель напротив надписи «Delete all files except Original Audio File and Master», то в следующий раз по завершении такой же операции в папке появится еще несколько файлов: «мой_микс_EQ.wav», «мой_микс_EQ_C.wav», «мой_микс_EQ_C_B.wav»,
«мой_микс_EQ_C_B_L.wav». Как уже многие догадались, это промежуточные файлы, образованные после каждого этапа обработки: эквализации, компрессии, динамического баланса, лимитера.
Автоматический режим: сделать, как у кого-то
Лично я не стал долго копаться в различных вариантах amm-файлов, представленных программой для мастеринга, а попробовал сделать собственные. Я взял фирменную запись и решил применить ее к одной из своих. Что я сделал для этого? Зашел в закладку Analyzer и нажал на кнопку Analyze Single Audio File, после чего открылось окно, и я указал нужный файл. Его анализ прошел успешно, после чего появился необходимый amm. Затем я проделал операцию, описанную выше, и получил весьма неплохой результат. Он представлен на рисунке с двумя 3D-проекциями, и, действительно, улучшение было очевидно слышно и… соответственно, видно. Единственное, от чего нужно предостеречь пользователей — в качестве эталонов лучше не использовать файлы, преобразованные от сжатых форматов с lossy-компрессией (MP3, MPC, MP2, OGG, WMA (кроме WMA Lossless) и т.д.). Дело в том, что в самой сути такого сжатия предусмотрены потери в частотной области. Следовательно, формируемый amm-файл будет неадекватен нужным требованиям.
Структурная схема обработки
Если задействовать все, то это будет выглядеть так: исходный файл —> эквалайзер —> многополосный компрессор —> лимитер (RMS, Peak, Brickwall). В модуле компрессора имеется встроенная система AGC (Automated Gain Control — автоматический контроль уровня), которая предназначена для выравнивания громкостных разниц в звуковой волне.
Ручной режим
В принципе, программу можно рассматривать как отличное устройство обработки. С каждым из ее функциональных модулей можно работать отдельно от других, и даже не обязательно использовать amm-файлы. То есть мы можем войти в эквалайзер, выбрать его на 100 полос, потом загрузить файл и все качественно настроить (есть прослушивание, изменения вносятся в режиме реального времени). Кнопка записи на транспортной панели обозначает сохранение файла с учетом эквализации. Точно таким же образом можно работать отдельно с блоком компрессоров и отдельно с блоком лимитеров. Результат оказался превосходным. Причем здесь достаточно удобно то, что можно воспользоваться и amm-файлами, сделанными из фирменных композиций. Они сразу настраивают эквалайзер, компрессор и лимитер, после чего можно в каждом из них регулировать всевозможные параметры. Причем, разбирая эти модули по отдельности, вы найдете, что в них есть 17 разновидностей эквалайзеров, 11 — компрессоров, 21 — лимитеров, и отличаются они не только по количеству полос, настройкам и т.д. — здесь вы можете встретить и Waves C4, и Waves Lin MB 5, и iZotope Ozone 4 Band Compressor, в эквалайзерах — Alesis 24 Band Graphic EQ, Samsung 15 Band Graphic EQ и т.д., учитывая то, что есть и множество своих устройств. Здесь стоит отметить, что максимально возможное количество полос в графическом эквалайзере составляет 100, а в многополосном компрессоре — 8. Отдельно хочется отметить, что в режиме реального времени вы можете не только менять параметры, но и записывать эти изменения, для чего в каждом из модулей существуют специальные кнопки, именуемые Auto Record…
Batch…
В принципе, мастеринг не был бы таким автоматическим, если бы не предусматривал возможности обработки сразу множества файлов. И программа это умеет. Причем групповое задание можно дать на анализ (закладка Analyzer кнопка Batch Analyze Selection) и на мастеринг (закладка Master окно Master Batch). В окне Master Batch возможно только указывать исходные аудиофайлы и amm-эталоны — далее все происходит на автомате.
В завершение
Конечно, AAMS — это не панацея от всех бед. Причем в данном материале я рассказал, что получил весьма неплохие результаты в случае использования в качестве эталона чужой фирменной композиции и применения к своей. Но у меня был и еще один опыт, поскольку совсем недавно я получил с мастеринга из Великобритании свой альбом с музыкой для компьютерных игр. Соответственно, я взял имеющийся у меня финальный микс и его только что пришедшую мастер-версию. Все сделал «по науке», но результаты отличались существенно. То есть они были близки к тому, чтоб… В общем, изучайте — очень полезная штука. Скачать ее можно с сайта www.curioza.com (trial-версия на 21 день), а стоит она 50 евро. У этой программы большое будущее.
И еще одна полезная рекомендация: освоение программы лучше не начинать с быстрого меню, которое появляется при загрузке — удобнее будет повторить действия, описанные в этой статье.
Welcome to AAMS, the introduction towards Automatic Audio Mastering.
As a musician or technician working on music sound material, you
need the best sound possible when material is released towards the
public. How do you know when audio material is equalized correctly and plays as loud and evenly on all audio-systems when its been mastered ?
This is where AAMS steps in and takes control!
The build in Analyzer Calculates Automaticly music sound material,
calculates the differences between musical styles and shows you
where the differences are in your music (matching). Presented in a
5hz to 20Khz Spectrum Display, Equalization Suggestion, Multiband
Compression Suggestion, Loudness RMS Suggestion and Process Info
Display are automaticly generated. In a few steps, you can see what
differences there are from Source audio material against a Reference
Style Chosen from the Database of 100+ Reference styles allready
made availeble with AAMS installations directory. There is actually
very little manual user input needed.
скачать: 13.0mb