Православные: Гавриил, Зинаида.
Католические: Зигфрид, Иевит, Иосиф, Фаустин.
Сретение Господне. Двунадесятый церковный непереходящий праздник.
Клавдий де ла Коломбер. Фаустин и Иовита. Георгия из Клермона. Зигфрид Шведский.
Народный календарьВ этот день Православная церковь празднует Сретение Иисуса Христа. Этот день всегда считался первой встречей весны. Зима с весной и летом повстречались — сретенье. В этот день зима борется с летом, кому идти вперед, кому — назад. Если с вечера в канун Сретенья небо будет усеяно звездами, то и зима еще не скоро зачнет плакать, а весна зацветет на Руси позднее обыкновенного.
После сретенских морозов не советуют выезжать в дальнюю дорогу на санях, не доверяя зиме. Оттепель, случающаяся на Сретеньев день, служит предвестницею худой и гнилой весны. На Сретенье снежок пригонит на весну дожжок! (Весна будет мокрая.) Если солнышко-ведрышко выглянет перед закатом из-за горы, то веселая гурьба ребят приносит в деревню весть об этом, равнозначную примете, что прошли последние морозы. Если же красное не обрадует заклинавшей - восхвалявшей его детворы, — это предвещает сильные власьевские (24 февраля) морозы. Утром снег — урожай ранних хлебов, снег в полдень — средних, а коли снег к вечеру — то будет урожай поздних хлебов. Снег через дорогу передувает — сей просо, если же случится оттепель и капель, то сей пшеницу. В этот день начинали закармливать племенных птиц и кормить кур овсом. Капель — к урожаю конопли. В Сретенье вьюга дорогу перебегает, корм подметает — к неурожаю. С 15 февраля по 18 марта — перелом зимы. Верба сбрасывает кожистые чехлы с пуховок. Раньше всех чуют весну ольхи. Покров — не лето, Сретенье — не зима. На Сретенье выгоняют коров из хлевов для прогрева. Людьми, родившимися в этот день, движут две страсти — неуступчивость и любовь. Им следует носить карнеол, сапфир.
Сретение Господне.Когда пришло предписанное законом время, Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, "чтобы представить пред Господа" и совершить положенные обряды. И здесь мы встречаем еще двух свидетелей Боговоплощения. Уже были пастухи, были волхвы. Теперь - старец Симеон, "муж праведный и благочестивый", которому "было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня".
Существует предание, что он жил очень долго, почти три века. В свое время он был в числе семидесяти переводчиков Библии с еврейского на греческий язык. Когда он дошел до пророчества Исаии "се, Дева во чреве приимет и родит сына", то сначала он слово "альма", которое в еврейском языке означает и деву, и молодую женщину, - перевел словом "парфенос", что по-гречески - собственно "дева". Но вдруг он спохватился, мол, как же дева может родить? Он хотел зачеркнуть слово "парфенос", но был остановлен Ангелом, и ему было возвещено, что он своими глазами увидит и эту Деву, и этого Младенца. Потекли годы, десятилетия. Ушли сверстники, проходили новые, чуждые поколения. Но обещание Ангела давало силу нести бремя жизни. И вдруг, Дух повелевает: иди, пора. И Симеон поспешно приходит в храм и видит, и берет на руки, и благословляет, и ничего не может сказать, кроме своего знаменитого: "Ныне отпущаеши" - и от тяготы жизни, и от страха смерти.
Симеону дано было увидеть в этом Младенце и "спасение ... всех народов", и грядущее "просвещение язычников", и "славу" истинного "Израиля". Но он увидел и грядущее сотрясение мира, неожиданное падение одних и восстание других, и что младенец этот будет в "предмет пререканий". А в конце он предрекает страдания. Но не Иисусу, а - Его Матери. Он говорит: "и Тебе Самой оружие пройдет душу"... А дальше прибавляет: "...да откроются помышления многих сердец". Дело в том, что отношение к Божией Матери является показателем, насколько человек стал христианином. Через это и открываются "помышления многих сердец". По иному относится к Ней новообращенный, по иному - зрелый христианин. Чем более оценил спасительный подвиг Христа, тем более любишь Ту, благодаря Которой это стало возможным. И чем более ценишь искупительную силу Его невинных страданий, тем более чувствуешь силу оружия, пронзившего Ее душу.
Вспоминается сегодня и еще одна свидетельница пришествия Христова, "Анна пророчица, ... достигшая глубокой старости, ... вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь". Мудрый книжник, и простая труженица храма. Как ранее: ученые волхвы и простые пастухи. Волхвы ушли на родину. Пастухи возвратились к своим стадам. Симеон вскоре преставился. А пророчица Анна, хотя и "говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме", но самого Младенца в Иерусалиме уже не было: святое семейство должно было бежать в Египет.
А мы видим, что и книжная наука, и добросовестное изучение законов природы, и подвиг молитвы и поста, и честное выполнение своего простого дела, - все сходится у яслей Спасителя. А тут уже все равны: нет ни большего, ни меньшего, ни престижного, ни низкого, никто не возвышается ни над кем, но всем хватает светлой, победоносной радости.
День памяти воинов - интернационалистов.15 февраля 1989 года в 10 часов 30 минут командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов последним из воинов Ограниченного контингента советских войск перешел мост через Аму-Дарью, разделявшую СССР и Афганистан.
Жертвами этой необъявленной войны стали около 15 тысяч советских солдат и офицеров и не менее 100 тысяч афганцев. Инвалидами стали десятки тысяч людей с обеих сторон. 274 человека до сих пор числятся пропавшими без вести.
Военную службу в составе Ограниченного контингента всего прошли свыше 600 тысяч военнослужащих и около 21 тысячи рабочих и служащих, которые трудились в Афганистане на гражданских должностях.
За успешное выполнение заданий военного командования, с января 1980 года по февраль 1989 года, 205 тысяч 863 человека были награждены государственными наградами, 73 военнослужащим присвоено звание Героя Советского Союза. Более половины награжденных – солдаты и сержанты.
В этот день к могиле Неизвестного солдата в Москве и другим местам в нашей стране, которые связаны с памятью о погибших воинах, возлагают цветы и венки.
В Петербурге памятные мероприятия проходятт у памятника петербуржцам, погибшим при исполнении интернационального долга, который расположен в Купчино на углу пр. Славы и ул. Бухарестской, рядом с храмом Вмч. Георгия Победоносца.
Нельзя забывать о ветеранах и инвалидах войны, солдатских вдовах, детях героев. Ведь они являются главными хранителями светлой памяти о погибших, не понаслышке и не из книг знают достоверную картину событий. Память — это не только сохранение прошлого, но и забота о будущем.
Можно восстановить города, поднять из руин страну, но никто не воскресит тысячи людей, так и не успевших построить свой дом и воспитать своих детей. Мы этого никогда не забудем и не позволим забыть никому. Честь и слава вам, воины-интернационалисты!
День флага Канады15 февраля 1995 года премьер-министр страны Жан Кретьен объявил, что этот день назначается в Канаде датой ежегодного праздника - Дня флага, в ознаменование того, что именно в этот день 1965 года флаг с красным кленовым листом был поднят впервые.
Как видим, кленовый лист, с которым Канада ассоциируется, наверное, у большинства жителей Земли, обосновался на канадском флаге сравнительно недавно.
В первые десятилетия освоения переселенцами Канады (с конца XV века по 1520-е годы) флагом этой территории был английский флаг с изображением креста Св. Георгия. Позже, когда северные земли американского континента стали владениями короля Франции, использовался флаг французской Орлеанской династии с королевскими лилиями.
В 1620-е годы Канада вновь попадает под влияние Британии и использует в качестве своего флага ее государственный флаг. В 1707 г. флагом Канады становится Red Ensign (красный морской флаг с британским флагом в кантоне), переименованный впоследствии в Canadian Red Ensign. Этот флаг продолжал служить «визитной карточкой» Канады даже уже после образования доминиона в 1867 году: он использовался канадцами вплоть до середины XX века, несмотря на то, что с момента образования конфедерации Канада приняла британский национальный флаг Union Jack как символ своей связи с Великобританией. В годы Первой Мировой войны канадские солдаты сражались в Европе именно под этим флагом.
Два цвета - красный и белый - стали официальными цветами Канады после их утверждения королем Георгом V, который 21 ноября 1921 года пожаловал Канаде новый государственный герб, включавший в себя оба эти цвета, символизирующие, соответственно, Англию и Францию. Новый герб в 1924 году был добавлен к красному флагу Red Ensign, и скомбинированный таким образом флаг 26 января 1924 года был признан официальным флагом Канады. Под этим флагом канадцы воевали во Второй Мировой войне.
Официальная комиссия по разработке именно собственного национального флага была создана в Канаде еще в 1925 году, а после окончания Второй Мировой войны вопрос о незаимствованном, уникальном флаге страны, который представлял бы Канаду вне ее зависимости от флага британского, встал особенно остро. Но лишь в 1964 году, за три года до 100-летнего юбилея Канады, премьер-министр Лестер Пирсон организовал «флаговый комитет» из 15 членов Парламента, задача которого сводилась к тому, чтобы найти для будущего канадского флага такой характерный дизайн, который не позволял бы спутать его ни с каким флагом другой страны.
Закон о государственном флаге был принят Палатой Общин канадского Парламента 15 декабря 1964 г. после продолжительных дебатов. Несогласия были вызваны тем, что исконно лист клёна сахарного (Acer saccharum) был эмблемой именно Восточной Канады, где этот вид дерева произрастает, и где из него добывается кленовый сироп. На остальной же части канадской территории этот вид клена не встречается практически совсем. После 15 дней оживленных дискуссий Кленовый Лист получил-таки подавляющее большинство голосов, теперь уже в Парламенте. Через три дня Сенат направил предложение Королеве, и 31 декабря 1964 года Королева Великобритании (и Канады) Елизавета II выразила свое высочайшее одобрение. Так Канада обрела свой собственный флаг, первое поднятие которого состоялась 15 февраля 1965 года.
Флаг выполнен в двух цветах — красном и белом, и при соотношении его сторон 2:1 он представляет собой три вертикальных разновеликих полосы. Стилизованное изображение кленового листа красного цвета помещено на центральном белом поле, которое с обеих сторон обрамлено вертикальными красными полосами. Средняя белая полоса вдвое шире каждой из боковых красных и имеет форму квадрата.
Такая композиция флага символизирует два океана, с двух сторон омывающие берега Канады - Тихий и Атлантический - и заключённую между ними страну, национальный девиз которой «From sea to sea», то есть, «От моря и до моря». Кленовый лист должен подчёркивать единство нации. Два цвета - красный, цвет креста Св. Георгия, ассоциированный с Великобританией, и белый, традиционный цвет французской монархии, символизируют равноправие двух государственных языков Канады - английского и французского.
Вот отдельные цитаты из указа 1965 года, года рождения, пожалуй, самого «узнаваемого» в мире флага: «...простой в дизайне, канадский флаг отражает те общие ценности, которыми дорожит наша страна, такие как свобода, мир, толерантность и законность. Он является символом, который объединяет канадцев по всему миру, и всегда будет являться гордостью Канады... Давайте будем гордиться нашим флагом! Давайте будем считать за привилегию то, что мы живем в Канаде - великолепной стране, которая хранит в себе нашу историю, наши надежды, наше будущее...»
День государственности Сербии (День первого сербского восстания)15 февраля празднуется День государственности Сербии.
На Сретение Господне в 1804 году на собрании виднейших воевод Сербии в Орашаце было поднято Первое сербское восстание против турецкого ига под руководством Карагеоргия (Георгия Петровича).
Восстание заметно облегчило жизнь сербов и создало прочную базу для так называемого Второго сербского восстания, хотя и не вернуло Сербии государственную независимость.
В Республике Сербской в составе Боснии и Герцеговины празднуется само это событие - День первого сербского восстания.
Кроме этого, в тот же день 1835 г. была принята так называемая Сретенская конституция, написанная Димитрием Давидовичем - первая демократическая Конституция Сербии, отмененная вскоре под давлением Порты, Австрии и России.
остальные события дня